Менее часа осталось до истечения срока, отведённого Украине на оплату долга за газ
Если деньги так и не переведут - а речь идёт почти о 2 миллиардах долларов, - поставки будут осуществляться только по предоплате.
Этой ночью в Киеве допоздна шли переговоры с участием главы Газпрома Алексея Миллера, назначенного Верховной Радой украинского премьера Арсения Яценюка и еврокомиссара Гюнтера Эттингера. Свет в здании кабмина горел едва ли не до трёх часов.
Договорятся ли наконец Россия и Украина о цене на газ? Ответ на этот вопрос десятки репортеров все воскресенье ждали возле отеля в центре Киева от руководителей Газпрома и Нафтагаза. Ночью в субботу очередной раунд трехсторонних переговоров закончился там очередной неудачей, но утром, как предполагалось, встреча должна была возобновиться. Тем не менее, в течение всего дня участники переговоров туда так и не приехали. А представитель третьей стороны - еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Этингер - обычно охотно комментирующий ход дискуссии, отказывался общаться с журналистами. В какой-то момент даже возникли сомнения, что встреча вообще состоится. И только поздно вечером в здание украинского кабинета министров приехали участники переговоров. Российскую сторону, как и накануне, представлял глава Газпрома Алексей Миллер. Обсуждение продолжалось несколько часов, но компромиссное решение так и не было найдено.
Киев заявил, что согласен на временную цену 326 долларов, но Россия, которая уже предложила значительную скидку в 100 долларов, готова продавать не дешевле 385. Средняя стоимость тысячи кубометров газа в Европе - около 400. Германия, например, благодаря скидкам покупает газ по 387 долларов. И платит вовремя. В отличие от Украины, которая так и не выполнила главное условие: погасить часть долга - почти 2 миллиарда долларов - за предыдущие поставки газа. В ходе переговоров еврокомиссар Этингер еще раз подтвердил: деньги нужно возвращать. Он предположил, что Киев мог бы расплатиться по долгам в рассрочку до конца года. Но российская сторона с этим предложением пока не согласилась. Газпром и так неоднократно шел на уступки: переносил режим предоплаты. Впрочем, представитель Еврокомиссии считает, что компромисс еще возможен.
"Я спросил российскую сторону, хотят ли они вновь сесть за стол переговоров? Они выразили согласие. В ближайшие дни я подумаю о том, какие дальнейшие шаги могут быть предприняты и каким образом нам прийти к консенсусу. Думаю, дело в готовности прийти к соглашению. Мы должны его достичь. Я настроен позитивно и продолжу работать над тем, чтобы найти решение", - сказал Этингер.
Но почему же киевские власти так упорно стоят на своем и не соглашаются на доводы даже специалистов из Евросоюза, в который так стремятся? Почему отказываются от выгоды? Только скидка Газпрома с записанной в контракте цены - это экономия для Украины в сотни миллионов долларов ежегодно.
"По причине того, что их выгораживают наши западные партнеры, по крайней мере, некоторые из них, это у меня сомнений не вызывает, - считает Сергей Лавров - Эта безнаказанность проявляется в том гоноре, с которым украинские власти себя ведут, в том числе в отношении газовых переговоров, отвергая те разумные компромиссы, которые один за одним предлагает РФ, и которые пользуются поддержкой представителей ЕС. Нам бы очень не хотелось, чтобы за этой аррогантной, абсолютно неприемлемой позицией, стояла какая-то третья держава, хотя основания так полагать у нас имеются".
Эксперты сходятся во мнении: за провальными газовыми переговорами стоят США. Именно им выгодно и обострение отношений Украины с Россией, и резкое снижение конкурентоспособности европейских товаров в случае газового кризиса.
В год, чтобы избежать энергетической катастрофы, Украине нужно минимум 25 миллиардов кубометров газа. На сегодня, в подземные хранилища из российской трубы успели закачать около половины. Остальное киевские власти рассчитывают купить в Европе. Через так называемые реверсные поставки. Только вряд ли где-то есть продавец, который продаст Украине газ дешевле, чем покупает сам.
Отказ от покупки российского газа может обойтись дороже самого газа. Но украинские политики, похоже, не слышат никаких аргументов, даже когда до закручивания газового вентиля остаются считанные минуты.